Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

Слава героям-военморам!

Воскресенье, 31 октября 2010

Газета "Молот"

Не только в  Севастополе, но и в донском крае  почтили память моряков из состава экипажа линкора “Новороссийск” и аварийных партий с других кораблей, погибших в ходе спасательной операции в конце октября 1955 года.

Не только в  Севастополе, но и в донском крае  почтили память моряков из состава экипажа линкора “Новороссийск” и аварийных партий с других кораблей, погибших в ходе спасательной операции в конце октября 1955 года.
Из досье “БОЕВОГО БРАТСТВА”.
29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман Черноморской эскадры советского Военно-Морского Флота линейный корабль (линкор) “Новороссийск”.Линкор “Новороссийск”, до 1949 года носивший имя “Джулио Чезаре” (“Юлий Цезарь”), был заложен в 1910 году на верфи “Ансальдо” в Генуе (Италия), спущен на воду в 1911 году, вступил в состав военно-морских сил (ВМС) Италии в 1913 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне 1914-1918 годов. В 1933-1937 годах прошел модернизацию и перевооружение. Водоизмещение линкора составляло 29 тысяч тонн, толщина брони —  127-280 миллиметров. В ходе Второй мировой войны линкор участвовал в боевых действиях на Средиземном море – занимался в основном сопровождением конвоев, но в 1942 году командование ВМС признало его устаревшим и перевело в разряд учебных кораблей.
В сентябре 1943 года корабль капитулировал на о. Мальта. В 1949 году линкор был передан СССР в счет репараций. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название “Новороссийск”. С 1949-го по 1955 год линкор восемь раз находился в заводском ремонте. В мае 1955 года “Новороссийск” вошел в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи боевой подготовки. 28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место в Северной бухте Севастополя на “линкорной бочке” в районе Морского госпиталя, примерно в 110 метрах от берега. Глубина в районе стоянки составляла 17-18 метров. В 1 час 30 минут 29 октября 1955 года в носовой части линкора “Новороссийск” произошел мощный взрыв, пробивший насквозь многопалубный бронированный корпус линкора. В огромную (150 квадратных метров) пробоину хлынули потоки забортной воды.  С соседних кораблей, на которых тоже была объявлена боевая тревога, стали прибывать аварийные партии и медгруппы. Их плавсредствами начали вывозить раненых. Борьба за живучесть линкора успеха не имела. В 4 часа 15 мин 29 октября линкор “Новороссийск” стал опрокидываться кверху днищем. Через некоторое время корабль перевернулся и затонул на глубине 17 метров.
В результате трагедии погибли 611 человек, в том числе 32 человека из аварийных партий крейсеров “Михаил Кутузов” и “Молотов”, 139 человек были ранены.Большая часть погибших моряков с линкора “Новороссийск” была похоронена на Братском кладбище в Севастополе. В 1963 году на кладбище был сооружен мемориал в виде 12-метровой фигуры Скорбящего матроса, отлитого из бронзы гребных винтов линкора. Памятник сооружен на вершине искусственного холма. Перед монументом находится стела с посвящением: “Мужественным морякам линкора “Новороссийск”, погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 г. Любовь к Родине и верность военной присяге были для вас сильнее смерти”.
Причина взрыва, после которого затонул “Новороссийск”, до сих пор остаётся загадкой. Существуют две основные версии. По одной из них корабль наткнулся на связку донных магнитных мин, оставшихся в Севастопольской бухте после второй мировой войны. Но наиболее правдоподобной кажется версия, связанная с диверсией. Дело в том, что линейный корабль “Новороссийск” —  это бывший итальянский линкор “Джулио Чезаре” (“Юлий Цезарь”), доставшийся в 1949 году вместе с другими трофейными кораблями в счёт репарации. Накануне его передачи СССР на Апеннинах открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом. Предлагались различные варианты вплоть до его потопления.
 Ростовчане Алексей Казаченко, Пётр Ивлиев и Михаил Стебловский, Яков Башко (Донецк), Владимир Деточка (Шахты), Василий Турбаев (Целина), Василий Лэнь (Сальск), Иван Глупак (станица Кривянская)… –  с  Ростовской областью так или иначе связаны  имена  более сорока  ”новороссийцев”. Слава героям!
( Координационный совет  РОО ВООВ “Боевое братство”)
 

Источник: webrostov.ru – ростовский интернет